У каждого человека волосы имеют разные естественные пигменты. Для получения желаемого цвета при окрашивании колористы пользуются кругом Освальда и придерживаются основных правил смешивания цветов для коррекции естественного и искусственного тонов.

Основные понятия колористики

Глобальная наука о цветах называется цветоведением. Она изучает их совместно с психологией, физикой, историей и эстетикой. Цветоведение представляет цвета, как явление культуры и социальности.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков
Цветовой круг: сочетание в колористике гармонирующих цветов и оттенков

Колористика — это один из отделов науки цветоведение, который более глубоко изучает цвета, затрагивая теории его восприятия и применения в разных сферах жизни. В парикмахерской деятельности колористика представляет собой техники и правила смешивания цветов.

К ее основным понятиям относятся:

ТерминОписание
Цветовой тонОсновной параметр любого цвета, который описывает, к какой части спектра он относится.
ХроматичностьСвойство определяет качество и чистоту цвета. Оно является показателем наличия в основном цвете серых, белых или черных вкраплений. Хроматичностью обладают практически все цвета, но с разной степенью выраженности.
АхроматичностьСвойство, выражающее бесцветность. К ахроматическим относятся цвета, которые не раскладывают световой пучок на отдельные, то есть радужные, цвета: белый, черный и серый.
СветлотаСтепень отличия выбранного цвета от белого.
НасыщенностьЭтот параметр определяет глубину и интенсивность цвета по отношению к серому цвету. На спектре более насыщенные цвета расположены дальше от серого, а менее насыщенные — ближе.
ЯркостьЭтот параметр определяет общее количество белого света в каждом из цветов. На спектре более яркие цвета расположены ближе к белому, а менее яркие — дальше.
ОттенокЭто цвет, в который был добавлен белый цвет. В спектре красный — основной цвет, а бледно-красный уже является цветом-оттенком.
ТеньЭто цвет, в который был добавлен черный. В спектре красный — основной цвет, а темно-красный — уже цвет-оттенок.
ТональностьЭто цвет, в который добавили серый. Каждое добавление серого меняет тональность ровно на 1 градацию.
ПодтонЭто примесь других цветов к основной краске.

Особенности выбора цветов по цветотипам внешности

Колористика позволяет точно смешать цвета для получения необходимого цвета и правильно подобрать его под цветотип человека.

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого проводится по определенным правилам, позволяет создать холодные и теплые оттенки и тона. К теплым относятся все цвета, которые могут переходить в оранжевый, то есть имеют желтый или золотистый подтон. К холодным относятся все цвета, которые постепенно переходят в фиолетовый, то есть имеют синий подтон.

Существует 4 цветотипа внешности, каждому из которых подходят определенное окрашивание волос:

ЦветотипОсобенностиПодходящие цвета для окрашивания волос
Весна
  • Преимущественные цвета — теплые.
  • Кожа тонкая, прозрачная, с веснушками светлых оттенков. Загар мягкий, песчано-золотистый или персиковый. Румянец имеет розовый цвет.
  • Глаза серо-зеленые или светло-голубые,.
  • Волосы светлые, имеют медовый, рыжий, янтарный, карамельный или медный подтон.
  • золотисто-рыжий;
  • медный;
  • ореховый;
  • медовый;
  • карамельный;
  • светло-русый.
Лето
  • Преимущественные цвета — холодные.
  • Кожа светлая, ближе к молочному или бежевому цвету, имеет загар орехового цвета, который ложиться быстро и ровно. Румянец также появляется быстро.
  • Глаза карие, каре-зеленые или серые.
  • Волосы пепельных тонов, с песчаным, соломенным, коричневато-серым или русым подтоном.
  • соломенный;
  • пепельный блонд;
  • пшеничный;
  • средне-русый;
  • жемчужный блонд.
Зима
  • Преимущественные цвета — холодные.
  • Кожа светлая, ближе к фарфоровому цвету. Загар практически отсутствует. Румянец яркий розовый.
  • Глаза серые, темно-карие или голубые.
  • Волосы от шоколадного до черного цвета.
  • шоколадный;
  • черный;
  • красно-коричневый;
  • иссиня-черный;
  • темно-коричневый;
  • каштановый.
Осень
  • Преимущественные цвета — теплые.
  • Кожа золотистая или персиковая. Загар золотистый или рыжий, держится не долго. Румянец бывает редко.
  • Глаза зеленые, светло-карие или оливковые.
  • Волосы могут быть рыжими, медными или золотыми.
  • медный;
  • светло-рыжий;
  • темно-шоколадный;
  • коричневый;
  • красное дерево;
  • оранжево-красный;
  • шоколадно-золотистый;
  • каштановый.

Рекомендованные цвета можно корректировать по желанию, но необходимо придерживаться естественного цветового тона, светлоты и насыщенности.

3 основных цвета в колористике и их сочетание

Колористика различает 3 основных цвета:

  • синий;
  • красный;
  • желтый.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Они образуют естественный цвет волос, а также корректируют их оттенок во время окрашивания:

  1. Синий. Он является самым холодным и отличается самой большой глубиной. При окрашивании его используют для создания тени. Этот пигмент преобладает в темных волосах.
  2. Желтый. Он является самым теплым и основным в светлых волосах и блондах. При окрашивании его добавление увеличивает светлость и яркость цвета.
  3. Красный. В натуральных волосах этот цвет создает средний подтон и используется в сочетании с синим в отношении 1:1.

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого создает дополнительные цвета, содержит только тона цветов. Для придания цвету волос насыщенности, светлости или яркости необходимо вмешать в основу дополнительные пигменты. При смешивании 3 первичных цветов получается серый цвет. В зависимости от концентрации пигментов меняется светлость и насыщенность.

Правила смешивания красок для парикмахеров

Мастера колористики и парикмахеры должна следовать определенным правилам подготовки к окрашиванию и смешивания цветов:

  • При смешивании необходимо использовать пластиковую, керамическую или стеклянную посуду. Категорически запрещено разводить краски в металлической емкости.
  • Необходимо четко соблюдать рассчитанные пропорции ингредиентов и время выдержки полученного состава на волосах.
  • Запрещено смешивать краски разных фирм. Все составы должны быть идентичны и отличаться только сериями в линейке средств.
  • Не рекомендуется смешивать более 3 красителей при недостаточном опыте мастера.
  • В одном составе нельзя использовать пигменты: зеленый-красный, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого также регламентируется некоторыми правилами, используют непосредственно перед смешиванием:

  • Цвета, стоящие друг напротив друга могут нейтрализовать друг друга.
  • Нейтрализуют только холодные цвета, используя теплые.
  • Теплые цвета, находящиеся друг за другом по часовой стрелке совмещать можно.
  • Холодные цвета, находящиеся друг за другом против часовой стрелки нельзя совмещать.
  • Смешивать сразу теплые оттенки с холодными нельзя.

В каких пропорциях смешивать краски?

При смешивании пигментов необходимо учитывать желаемый цвет волос. Их можно брать в одинаковом количестве или увеличив долю одной из красок.

Особое внимание необходимо выделить активатору, или окислителю красок. Он содержит пероксид водорода в различных концентрациях: от 1 до 12. Выбор активатора зависит от структуры волос, естественного тона и глубины цвета. Чем ниже процент содержания пероксида, тем меньшей степенью обесцвечивания обладает окислитель.

Концентрация перекиси, %Назначение
От 1,2 до 1,9Окрашивание в тон, близкий к естественному.

Затемнение тона.

От 2,7 до 3,0Вымывание естественного цвета на 1 тон.
6Вымывание естественного цвета на 2 тона.
9Вымывание естественного цвета на 3 тона. Походит для темных и седых волос.
12Вымывание естественного цвета до 7 тонов.

Краску необходимо брать в зависимости от длины волос:

  • 60 мл на короткие локоны;
  • 120 мл на средние локоны;
  • 180 мл на длинные локоны.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Смешивать ингредиенты рекомендуется по стандартной схеме:

ОкрашиваниеСоотношение средств для окрашивания (краска:окислитель)
Стойкое1:1 (3 %)
Тонировка1:2 (2 % пероксид)
Закрашивание седины1:1 (от 9 %)
Осветление1:2
Окрашивание пастельными пигментами1:2 (1,2 %)
Окрашивание красными пигментами1:1 (от 6 %)
Мелирование1:1,5 при 2 ч воздействия

1:2 при 1 ч воздействия

Колорирование1:5 (3 %)
Балаяж и омбре1:1, варьируется в зависимости от насыщенности и светлости тона.

Время воздействия рассчитывается по формуле: объем активатора + 15 мин.

Теория цвета В. Освальда

Согласно теории Освальда, белый свет раскладывается на некоторое многообразие цветов, которое он представил в виде двух конусов, соединяющихся основаниями. Острые концы этих фигур представляют ахроматические цвета до разложения: черный и белый.

Окружность оснований представлена насыщенными цветами спектра от красного до фиолетового. Цветовой круг был создан для использования в колористике, как упрощенная схема Освальда. Сочетание цветов в нем и переходы друг в друга зависят от сегментов, разделяющих круг на 3 части.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

В каждой из них расположены главные красители: желтый, красный и синий. Внутри каждого сегмента — промежуточные цвета, которые являются родственными друг другу. Цвета из соседних частей круга считаются родственно-контрастными.

Как работать с цветовым кругом Освальда

Круг Освальда является вспомогательным инструментом при окрашивании.

Его необходимо применять, используя несколько правил:

  • Для увеличения насыщенности тона из круга выбирают цвет, расположенный в том же сегменте.
  • Для изменения тона, оттенка или тени нужно совмещать 2 родственно-контрастных цвета.
  • Для нейтрализации нежелательного отблеска или оттенка берется цвет, находящийся на конце диагонали круга, проведенной от уже взятого цвета.

Стоит помнить, что идеальное сочетание родственно-контрастных цветов получается при смешивании одинакового количества основного и контрастирующего оттенка.

Первичные цвета

Первичные цвета являются основополагающими: их не получают смешиванием с другими цветами. При их смешивании в количестве 1:1:1 получаются цвета ахроматического ряда.

Доминантным считается синий пигмент. Добавление его в красящий состав делает локоны темными и насыщенными. Красный — пигмент средней силы. При добавлении к синему он делает локоны более светлыми, к желтому — более темными. Желтый — самый слабый пигмент. При добавлении в краску он усиливает яркость и светлость цвета.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

На локонах после обесцвечивания первичные цвета дают промежуточные: голубой, розовый и светло-желтый.

Вторичные цвета

Эти цвета получаются при смешивании первичных:

  • Синий и желтый образуют зеленый краситель.
  • Синий и красный образуют фиолетовый краситель.
  • Желтый и красный образуют оранжевый краситель.

Они образуют ахроматический ряд при их объединении в одинаковом количестве. Вторичные пигменты требуются для корректировки тона локонов.

Третичные цвета

Они образуются при объединении в один состав первичного и вторичного пигментов. Такой способ нейтрализует нежелательные подтона прядей. Их также часто используют при цветном мелировании и колорировании, а также для корректировки оттенка или тени волос.

Гармоничные цвета

Гармоничными считаются пигменты, которые подбираются с помощью цветового круга по нескольким принципам:

  • 2 цвета подбираются:
  • с помощью диагонали круга, проходящей через его центр;
  • из одного сегмента.
  • 3 цвета подбираются:
  • По принципу равностороннего треугольника, вписанного в круг Освальда, его вершины — гармоничные цвета для смешивания.
  • По принципу прямоугольного треугольника, вершины которого — гармоничные цвета. Гипотенуза треугольника должна являться диаметром круга.
  • 4 цвета подбираются:
  • По принципу прямоугольника, вписанного в круг Освальда;
  • По принципу квадрата, вписанного в круг.
  • По принципу одного сегмента.

Монохромные цвета

Монохромные — это цвета одной гаммы, которые обладают разными уровнями светлости и интенсивности.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Оттенки и тени, получаемые при объединении монохромного ряда, необходимы для незначительной цветокоррекции отблесков и базового тона.

Ахроматические цвета

Белый, черный и серый цвета образуются при замешивании первичных пигментов в разных количествах. Используется ахроматический ряд для мелирования или придания волосам эффекта седины.

Пепельные оттенки

Такие оттенки получить сложно из-за содержания желтого пигмента в волосах. Для придания им серо-жемчужного подтона колорист используется способ нейтрализации цвета с помощью противоцветов.

Уровень глубины тона

Степень глубины — это естественный цвет волос до процедуры окрашивания. Это понятие используется в таблице комбинирования оттенков. Его определяют визуально, сравнив густую прядь у корней с образцом.

Цифра, соответствующая более близкому цвету к натуральному, является глубиной основного тона. Разделения на тона осуществляется от 1 до 10, то есть от самого темного к самому светлому.

Фон осветления и его нейтрализация

Это понятие показывает концентрацию меланина в стержне локона после вытеснения синего пигмента окислителем. Оставшееся количество красного и желтого красителей указывает на фон осветления. На красящих средствах этот показатель указывается второй цифрой.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Каждый фон осветления характерен для определенной глубины:

Насыщенность тонаФон осветления
1Фон: от темно-красного до красного.

Для его нейтрализации требуется использовать зеленый пигмент.

3
4
5Оранжевый фон. 5 и 7 уровень глубины имеют двойной фон:

5 — красно-оранжевый. Нейтрализация с помощью сине-зеленого пигмента.

7 — оранжево-желтый. Нейтрализация с помощью сине-фиолетового пигмента.

6
7
8Фон: желтый.

Для его нейтрализации требуется использовать фиолетовый пигмент.

9
10

Фон осветления дает возможность:

  • вовремя скорректировать и убрать нежелательные отблески и оттенки;
  • повысить насыщенность цвета и его глубину;
  • увеличить степень светлости волос.

Основные техники колористики

Цветовой круг, сочетание в колористике цветов которого используется не только парикмахерами, имеет упрощенную таблицу комбинирования цветов. Она разработана на основе теории Освальда специально для колористов.

Профессиональные красящие средства имеют определенную последовательность и обозначение цветов. Первое число на упаковке — уровень глубины тона: от 10 до 1. Второе обозначение указывает на наличие вспомогательных пигментов, при этом учитывается каждая цифра в числе:

ОбозначениеТон или оттенокПигмент
1ЕстественныйЗеленый или светло-зеленый
2ПепелСветло-фиолетовый и фиолетовый
3ЗолотоЖелто-рыжий
4МедьРыжий
5КрасныйКрасный
6ФиолетовыйСине-фиолетовый
7ТерракотовыйКрасно-коричневый
8Бледно-жемчужный матирующийСиний

Таблица комбинирования пигментов:

ТонНату-ра-льныйПепель-ныйЗоло-тис-тыйМедьКрас-ныйФиоле-товыйКори-чне-выйЖем-чуж-ный
Глуб-ина тона12345678
10Свет-лыйСветло-серыйСвет-лое золотоСветло-оран-жевыйПла-тина
9БлондПепель-ныйЗоло-тойКрасно-желтыйРозовыйПлатинаКара-мель-ныйЯркий жемчуг
8Светло-русыйСвет-лый пепе-льно-русыйЗоло-тисто-русыйСветлый красно-желтый

Русый

Розовое дерево  разной интенси-вностиЖем-чужный
7РусыйПепель-ный русыйЗоло-тистый русыйКрасно-желтыйСветло-крас-ныйОре-ховыйСканди-навский

Блонд

6Темный русыйТемный пепель-ный русыйТемный золо-тистый русыйТемный красно-желтыйНасы-щенный красный или гранатТемный фиоле-тово-русыйРыже-кори-чневый
5Светло-кашта-новыйСвет-лый пепель-ныйСветло-золо-тистыйСветлый красно-желтыйКрас-ный огнен-ныйБургу-ндскийШоко-лад

Кори-чневый

4КаштанПепе-льный серыйЗолотоКрасно-желтыйКрас-ный темныйМахагонПалисан-дровый
3Темный каштанТемный пепел

Серый

Темное золотоТемный красно-желтыйРубинТемный фиоле-товыйМокко

Кофе с моло-ком

2Темный корич-невыйБаклажа-новый
1ЧерныйОтблеск синимОтблеск золотомОтблеск красно-корич-невымОтблеск крас-нымОтблеск фиоле-товымОтблеск кори-чневым
Мик-стонСине-серыйЗолотоМедь

Гранат

АлыйФиоле-товыйЗеленыйСвет-лый

При использовании таблицы:

  • подбирают естественный тон;
  • определяют его интенсивность и глубину;
  • выбирают соседние тона;
  • замешивают краски.

Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков

Таблица позволяет определить, какой пигмент может остаться на локонах после окрашивания.

Омбре

Техника омбре позволяет получить плавный переход от очень темной краски к светлой. Гамма пигментов подбирается в зависимости от цветотипа клиента.При выполнении техники омбре берется главный цвет и дополнительные красители: светлее и темнее базового.

Блондирование

Данная техника отличается от омбре равномерным нанесением на прядь красящих составов с разными оттенками блонда. Такая техника подходит женщинам, имеющим цвет волос не темнее светло-коричневого.

Мелирование

Мелирование подходит всем женщинам. Техника основана на проведении осветления только некоторых прядей. Их количество может варьироваться до 60% от общего объема локонов. После окрашивания необходимо осмотреть пряди и скорректировать нежелательные оттенки с помощью цветового круга.

Составы красок для волос

Практически любые красящие средства для волос содержат:

  1. Щелочные соединения: аммиак или моноэтаноламин.Они необходимы для создания среды с повышенным рН. Это позволяет разрыхлить верхние слои стержня волоса и усилить процесс окисления красителя. Оба вещества относятся к вредным при вдыхании.
  2. База. Она необходима для: смягчения действия раздражающих кожу головы агентов; создания удобной консистенции для нанесения;увлажнения волос.
  3. Водорода пероксид. Это вещество — сильный окислитель. Он необходим для активизации процессов окисления красителей и подготовки кутикулы для окрашивания. По механизму действия, перекись схожа с аммиаком.Сочетание цветов в колористике. Цветовой круг, краски для волос, правила смешивания оттенков
  4. Оксидационные пигменты. Они бывают в виде аминов ароматического ряда, аминофенолов или оксобензолов. При взаимодействии с окислительным агентом превращаются в стабильное цветное вещество.

Осветляющие средства

Данные средства необходимы только для удаления натурального пигмента из локонов, поэтому в составе чаще всего есть только основа и перекись водорода. Для смягчения действия пероксида используется фосфорная кислота. В зависимости от нужной степени осветления краски имеют разное содержание пероксида.

Перманенты

Данная категория красящих средств является самой агрессивной по воздействия на волосы. Перманентные краски максимально вытесняют естественный пигмент из локонов с помощью аммиака или его заменителей. Такие средства, как правило, состоят из красящей массы и активатора.

В составе присутствуют:

  • стабилизаторы красящих соединений;
  • корректирующие оттенок добавки;
  • поверхностно-активные вещества;
  • ухаживающие компоненты для восстановления волос.

Полуперманентные краски

Такие средства отличаются от перманентных менее агрессивным воздействием. Они содержат меньшее количество перекиси и не имеют щелочных соединений, поэтому не изменяют натуральный тон локонов. Такие краски смываются быстрее, чем стойкие.

Оттеночные средства

Оттеночные средства для волос отличаются безопасностью для здоровья локонов. В них не содержатся аммиак и перекись водорода.

В составе средств находятся только готовые окисленные красители, поэтому они не въедаются в структуру волоса и смываются очень быстро. Они используются для придания свежести и блеска существующему тону или нового оттенка.

Использование цветового круга Освальда позволяет получить желаемый цвет даже начинающим парикмахерам, а опытным мастерам — оригинальные окрашивания волос. Не стоит самостоятельно смешивать красящие составы, лучше обратиться за помощью к профессиональному колористу, который поможет подобрать необходимый оттенок, исключив неблагоприятные последствия окрашивания волос.

Видео об основах колористики

С чего начинается изучение цвета и стать хорошим колористом:

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here