Ближе к ночи молодая жена отправлялась в дом к мужу. Обычай требовал, чтоб она вырывалась и искала защиты у родственников. Вероятно, это память об эпохе похищений рыдающих девушек из отчих домов.

Молодую жену усаживали на колесницу, и толпа шумных друзей мужа сопровождала ее, распевая непристойные песенки и устраивая танцы прямо на улице. Во время танцев совершались движения, имитирующие половой акт, и новобрачная стыдливо закрывала лицо своим красным покрывалом.

Свадебный обряд первой брачной ночи в Древнем Риме
Быт в Древнем Риме

Добравшись до своего нового дома, жена получала из рук проводившей церемонию матроны козий жир и красные шерстяные нити. Она собственноручно обмазывала дверные косяки жиром и крепила нити, что символизировало ее власть над домом и готовность трудиться для его процветания. После этого муж брал жену на руки и переносил через порог, потому рождению ребенка.

Когда молодая жена заканчивала молитвы, к ней подходил муж и развязывал пояс на тунике. Его друзья всячески подбадривали его и давали советы, как лучше всего исполнить супружеский долг. Некоторые исследователи считают, что среди племен, давших первых граждан Рима, были и такие, у которых свадебный обряд предусматривал групповое совокупление с невестой, и эти проводы на брачное ложе — трансформировавшаяся память об этом обычае.

Ранним утром жена делала первое жертвоприношение богам своего новою дома: у каждого дома имелся собственный домашний бог Лар. Таким образом, по закону Ромула, который гласил: «Жена, соединенная с мужем, должна делить с ним все имущество и все ритуалы», брак считался состоявшимся.

Положение жены в древнеримской семье

Свадебный обряд первой брачной ночи в Древнем РимеУ римлян, в отличие от греков, не было обычая делить дом на мужскую и женскую половину, и женщины не жили в затворничестве. Жена богатого римлянина управляла домом и в качестве хозяйки восседала за одним столом с мужем и его гостями.

Однако ей было предписано вести себя скромно, не вступать в разговоры мужчин и ни в коем случае не пить вино. Употребление женщинами вина считалось недопустимым и служило поводом для развода, а по древним обычаям и вовсе каралось смертью.

Она могла выходить из дома, но только с разрешения мужа, надев специальное платье, которое оповещало о том, что она замужем. Часто ее сопровождала пожилая родственница или вдова одного из братьев мужа. Заговорить с замужней женщиной считалось недопустимым, ей просто молча уступали дорогу. Тем не менее, она могла посещать общественные собрания, появляться в театре или на религиозных церемониях.

Положение жены в семье было подчиненным, но она имела свою сферу влияния — домашние дела были полностью в ее ведении. Она не испытывала к мужу любви и страсти, и это только облегчало ей жизнь, ведь его многочисленные измены ее не трогали. Она желала одного — поскорее родить детей. Высшим статусом для женщины был статус матери, и первые римские матроны самолично кормили и воспитывали своих детей.

Известно, что в Риме существовал развод, но появился он не сразу. Дионисий пишет: «Сведущие люди единодушно считают, что в Риме на протяжении пятисот двадцати лет не был расторгнут ни один брак». Первым развелся некий Спурий Карвилий. Причиной развода стала неспособность его жены к деторождению. Итак, мы видим, что развод был прерогативой сильного пола. Плутарх писал, что закон Ромула гласил, что муж может оставить жену, если та бесплодна или уличена в прелюбодеянии, жена же не может оставить мужа ни при каких обстоятельствах.

Решение семейного совета

Если развод случался по причине женского бесплодия, жена не считалась виновной, ведь способность к зачатию находится в ведении богов. Она возвращалась в родительский дом вместе со своим приданым, и ее статус приравнивался к вдовьему.

 

При совершении женой какого-то тяжкого проступка муж не мог распорядиться ее судьбой единолично, если он не был старшим в роду. Ему надлежало вынести дело на рассмотрение семейного совета, состоящего из мужчин. Иногда к делу могли подключить кого-нибудь из уважаемых друзей мужа или патриарха семейства. Если жена уличалась в неверности, то совет мог рекомендовать мужу развестись с ней, в таких случаях по закону приданое остается мужу.

По решению семейного совета, жену могли не только изгнать с позором и бесчестьем, но и предать смерти. Также, если развод оказывался невыгодным по тем или иным причинам, наказание ограничивалось поркой жены или достаточно любопытным с точки зрения морали наказанием: все присутствующие на совете совершали сексуальное насилие в отношении неверной жены. Уж не знаю, почему они считали, что подобное наказание отвадит ее от прелюбодеяния. В принципе, формальных наказаний за неверность не было, это было личное дело супругов.

Если в отношении поведения жены присутствовала строгость и некоторая суровость, то у мужа в этом плане были совершенно развязаны руки. Он мог сколь угодно распутничать и на стороне, и в доме, жена не могла предъявить к нему никаких претензий. Если он заводил любовницу среди рабынь, единственное, что жена могла себе позволить, — это заставлять ее делать самую черную работу в отсутствие мужа.

Свадебный обряд первой брачной ночи в Древнем Риме

Несмотря на полновластие, мужчины крайне редко лезли в домашние дела и не позволяли себе давать своим наложницам привилегированный статус. Часто судьба такой девушки становилась предметом торга между супругами. Муж шел на какие-то уступки по отношению к жене, а жена давала любовнице статус компаньонки, и та получала отдельную комнату и красивую одежду. Не напоминает ли это вам историю Рузвельта и его жены Элеоноры, которая взяла любовницу мужа к себе в секретари, потребовав взамен право отдыхать в одиночестве в принадлежавшем ей имении?

Какие основные причины развода?

Такая неразбериха в мире богов способствовала тому, что люди с легкостью отказывались от вековых традиций жизненного укладе да. В эпоху поздней республики процедура развода упростилась настолько, что большинство знатных римлян побывали в браке не менее двух раз.

Причиной развода могло быть что угодно: например, некий гражданин развелся со своей женой потому, что она предпочитала смотреть игры в обществе незамужних подруг, а не восседая рядом с ним, как подобает матроне. Но теперь и женщины платили мужчинам той же монетой: отыскав более выгодную партию, они обвиняли мужа в уклонении от выполнения супружеского долга и небрежении в исполнении религиозных обрядов и получали вожделенный развод. Налицо были явные признаки эмансипации, хотя формально женщины оставались совершенно бесправными. Дело в том, что изменились сами мужчины.

После завоеваний обширных территорий и обложения их жителей зерновой данью среди свободных римлян практически не осталось крестьян. Ведь теперь зерно стоило дешево, и его было в избытке. Богатые же землевладельцы приобретали рабов для работы на своих усадьбах и виноградниках. Это было выгоднее, чем оплачивать труд свободных людей. Таким образом, большая часть римских граждан в мирное время не утруждала себя трудом и активно перенимала среднеазиатские нравы.

В моду вошли роскошные пиры с участием музыкантш и танцовщиц, заканчивающиеся сексуальными оргиями. Став бездельником, римлянин уже не так дорожил семьей, и женщины начали потихонечку перенимать бразды правления. Более того, они пришли к выводу, что новые обычаи сексуальной свободы в какой-то мере принадлежат и им тоже, но в первую очередь женщины добились экономической свободы.

Брак, в котором жена попадала под руку мужа, становился все менее популярным, женщины вспомнили о более древних традициях, которые пришли к римлянам от этрусков. Теперь женщина при свободном браке сохраняла всю свою собственность, за исключением приданого, которое отходило мужу. Она могла наследовать имущество своих родителей или имущество мужа.

Традиционный уклад семейства

Очень быстро в Риме появились богатые и влиятельные свободные женщины, которые не утруждали себя соблюдением старых обычаев и жили в свое удовольствие. Порядочные матроны клеймили и чернили их, но сами только и мечтали оказаться на их месте.

Традиционный уклад римского патриархального семейства рушился, и никакие законодательные акты типа налога за безбрачие и суровое наказание за супружескую неверность не могли повернуть этот процесс вспять. Римляне выслушивали пламенные речи Августа, который напоминал, что семья — основа государства и Рим никогда бы не достиг величия, если б его граждане не сочетались крепкими браками и не рожали много детей.

Не то, что все римляне враз расхотели жениться. Многие желали и сетовали на брачное законодательство, не позволяющее узаконить союз с чужестранкой. В основном это были вернувшиеся из азиатских походов военные. Проживая на оккупированных территориях, они обзавелись сожительницами и многие привезли их с собой в Рим. Такие мужчины не считались официально женатыми, а их сожительницы приравнивались к проституткам.

Те же, кто вернулся в одиночку, были очарованы покорностью азиатских женщин и их готовностью оказывать любые сексуальные услуги, и поэтому брак со спесивой римлянкой, кичащейся своим происхождением и добродетелью, не казался им привлекательным. Такие мужчины охотно хохотали над сатирами Ювенала, который клеймил беспутных женщин и призывал граждан ополчиться против них.

Свадебный обряд первой брачной ночи в Древнем Риме

Но потом они шли к веселой девушке, прихватив с собой бутылку вина и каравай хлеба, рассуждая примерно так: «Зачем мне жена, которая будет постоянно ныть и жаловаться, что денег не хватает то на то, то на это. Лучше проводить часок с продажной девицей, когда есть на то охота». О детях, главной ценности в эпоху старой Империи, никто не мечтал.

Бросившие свои поля крестьяне жили в бедных кварталах Рима в огромной скученности, в маленькой темной комнатке могло проживать трое взрослых мужчин. Тут уж не до детей! Вместе с падением статуса семейных ценностей в Риме начала невиданно процветать продажная любовь на потребу обоих полов. В принципе, римские нравы никогда не отличались сдержанностью, это предписывалось лишь женщинам.

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here